Отчет: В поисках затерянного шушмора (21.10.2010)

В 2010 году, когда клуба «Кабан 4х4», в том виде, в котором он существует сейчас, еще не было. Нами был организован двухдневный трофи-рейд в Шатурский район. Ходит слух, что именно там сгинул в лесах и болотах русский Стоунхендж, урочище шушмор. Поговаривают что некая каменная полусфера стоит в лесах и обладает сильной энергией.
Эта местность считатется аномальной, так как там постоянно замечают свечения из земли, зависающие светящиеся шары над лесом, квадратные березы и витиеватые сосны.
Что бы понять, не болтовня ли все это, мы снарядили два уазика и компанией из трех человек отправились на поиски загадочного Шушмора.

Далее отчет со слов автора  Сергея Милованова, который передаст все происходящее не только через текст но и посредством объектива своего фотоаппарата:

В этот раз, словно отмечая годовщину прошлогодней поездки на внедорожниках, Завгородний Павел и Кузьменко Алексей решили отправиться в более серьезную поездку по местам старых, разрушенных деревень и храмов Шатурского района. Намечено было порядка 7 мест для обязательного осмотра, ну а что из этого получилось, можно прочитать и посмотреть в этом отчете.

Выезд из городка «Софрино 1»

Выезд из городка Софрино-1 был запланирован на 11 часов утра, но, как это часто бывает, состоялся немного позже. В итоге в 13:00 мы уже вовсю мчались по бетонке (А-107) в направлении Ногинска.

Несмотря на субботу, движение в области было достаточно плотным. На Горьковском шоссе сотни придорожных палаток торговали мягкими игрушками, самоварами, флагами, кукурузными палочками, незамерзайкой и покровскими пряниками.
Придорожная торговля

Свернув с Горьковки — попадаем в Орехово-Зуево. Его проехать не составило особого труда, в отличие от Ногинска, в центре которого была огромная пробка.

Доехать до Шатуры у нас получилось только к 16:00. Миновав центр города выехали к окраинам и проселочными дорогами (неплохого, кстати, качества) отправились к населенному пункту Мишеронский. Оттуда-то и должно было начаться наше путешествие в глубь леса.

Начинало смеркаться, когда под колесами кончился асфальт и началась хорошо укатанная лесная дорога.
Лес в этих местах достаточно интересный. Ввиду того, что земля богата торфом и болотами ее неоднократно пытались осушить. В конце XIX века мелиоративная экспедиция под руководством генерала Жилинского предприняла было попытку провести осушение болот низменности.

Экспедиция работала в течение 20 лет. Работа проводилась на 16 тысячах десятин земли, было прорыто более 60 вёрст основных каналов. В конце концов работы сами по себе прекратились.

Один из таких каналов и встал у нас на пути. Первая машина, попытавшись объехать поваленное дерево, съехала в канал и увязла в болотистой почве.

Пришлось пользоваться лебедкой, чтобы достать ее обратно. Проще оказалось спилить лежащее мертвое дерево, чем ковыряться весь вечер в грязи.
Грязь

Такой болотистый край характеризуется большим количеством мертвых деревьев. Большинство из них стоят как живые, а стоит до них дотронутся, падают, рассыпаясь в пыль. В этом основная трудность выбора для закрепления лебедки.

Наконец-то нам удалось выбраться, не потеряв при этом много времени. Можно продолжать путь.

Грязь на крыше


Пилим дерево

И едем дальше. Вообще мы ехали по болотным просекам достаточно спокойно, а вот по вскрытии весною рек болота заливаются водой и становятся совершенно непроходимыми. Болотные испарения, обилие мошек, комаров и оводов — всё это характерно для Мещёры.

Едем дальше

Внезапно упираемся в непроходимое болото. Форсировать его на ночь глядя опасно для жизни, поэтому решаем объехать его с другой стороны.

Болото

Поплутав по местным лесам и болотам еще пару часов мы погрузились в полную темноту. Наступила ночь. Судя по навигатору мы были уже очень близко от первой точки нашей экспедиции. Поэтому сделав последний рывок увидели в свете фар следующую картину:

Разрушенная церковь

Наконец-то мы прибыли в первую точку. Найдя подходящее место устроились на ночевку, чтобы утром приступить к осмотру этой лесной достопримечательности.

Утро встретило нас чистым осенним небом и кипящим на костре чайником.
Чай с дымком

Разрушенная церковь, внушавшая страх ночью, утром выглядела мирно и спокойно.

Богородице-Рождественская церковь.

На этом месте пол века назад стояла деревня, упоминавшаяся ещё в переписных книгах 1705 года. В деревне Курилово было тогда девять дворов, и принадлежала она помещикам Ивану Степановичу Юматову и Андрею Трофимовичу Сущеву. Вплоть до революции окрестные земли использовались стекольным заводом фабриканта Костерёва.

Деревню выселили в 1956 году в связи со строительством в этих местах Костерёвского артиллерийского полигона. Жителей обречённой деревни расселили в Северную Гриву, Шатуру, и по новым, отстроенным для нужд торфоразработок, посёлкам. Сейчас не видно и следа от стоявших когда то тут изб.

Церковь Рождества Богородицы на Никольском погосте близ деревни, а ныне урочища, Курилово существует давно, ещё с 17 века, по свидетельству Патриарших окладных книг. Её приход составляли окрестные деревни Курилово, Бажаново, Спиридово.


В 1832 году на средства прихожан, на месте сгоревшей деревянной церкви, строится новый кирпичный Никольский храм. Он исполнен в стиле Позднего Классицизма и имеет приделы в честь Рождества Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского.

В 1938 году церковь закрыли. Долгое время на дверях был замок.
Церковь

В 1956 году деревню выселили, дома вывезли. К церкви вплотную подступил лес. Пять десятков лет простояла она, ветшая стенами, уже разграбленная. Семиметровыми берёзами и соснами поросла кровля, обвалившись частично. Оконные решётки повалились на землю, слетел с купола крест. Осыпались нарисованные на стенах иконы.


Иконы на стенах

Земля повсюду испещрена ямами «чёрных копателей». Дорог практически не было. Исчезло на топографических картах нового времени само обозначение церкви в урочище. Вследствие труднодоступности и малого количества информации заброшенная церковь стала обретать полумифический ореол.


Могилы

С началом нынешнего столетия интерес к храму начал возобновляться. Это место стали посещать туристы, геокешеры, краеведы. Осенью 2005 года бывшие жители переселённых деревень посетили церковь и отслужили в ней молебен.


Табличка

Лес под стенами вырублен. В нишах колонн и стен колокольни стоят иконки. Полукругом, из выпавших кирпичей, выложен алтарь.


Иконы

Такой мы увидели эту разрушенную церковь. Наступило время двигаться дальше. Следующим пунктом нашего путешествия было метеоритное озеро. Но вчерашние блуждания не прошли даром и примерный расчет показал, что нам может не хватить бензина на обратный путь. Поэтому было принято решение доехать до ближайшего населенного пункта и найти заправку.

——
Ближайшим населенным пунктом с заправкой оказалась Шатура. Поэтому мы сразу же отправились туда.

Последствия лесных пожаров

По пути мы то и дело встречали следы летних лесных пожаров. Площади пожаров поражали воображение. Дома, сидя перед телевизором, этого не ощущаешь, но когда находишься посреди такого огромного количества сгоревших деревьев отчетливо понимаешь ничтожность человека перед стихией.

По пути к заправке, нам пришлось остановиться в поселке Мишеронский. Прямо посреди населенного пункта из-под капота нашей машины пошел дым. Что-то замкнуло так, что оплавилась клемма аккумулятора.


Поломка — короткое замыкание

На устранение неполадки ушло какое-то время. Именно в таких ситуациях четко ощущается гениальность подобной техники. Практически все можно починить «на дороге», не прибегая к помощи сервис-центров и гаражей.


Устранение неполадки

Пока парни разбирались с электрикой я решил осмотреться по сторонам. До боли знакомый сельский пейзаж предстал передо мной. Я думаю, что львиная доля поселков, построенных в советское время похожи друг на друга как две капли воды. Вот обязательные для таких поселков виды:

Какое-то полуразрушенное казенное здание, Мишеронский

Владимир Ильич Ульянов.  Ленин

Жилой дом простых сельчан.

Все эти фотографии были сделаны с одной точки. Мне было достаточно только повернуться вокруг своей оси.

Описывать поездку в Шатуру и заправку машин смысла нет, поэтому скажу что вернулись мы немного другим путем и заехали в лес другой дорогой. Дорога проходила через тот же самый Мишеронский, на окраине которого, прямо по пути нашего въезда, находился памятник-захоронение венгерских и австрийских военнопленных.

Памятник венгерским воинам

Их захоронено здесь несколько десятков человек, место это называется — Мадьяры (именно так себя называли сами венгры). Военнопленные после Великой Отечественной Войны работали на торфоразработках, строили дома в Шатурском районе и выполняли другую работу по восстановлению нашей страны. Жили эти люди в бараках, раз в неделю их выводили в баню. Именно в этот день им удавалось пообщаться с местными жителями, а так же обменять сделанные на коленке игрушки на еду местной детворе. Жители из сострадания приносили им продукты.

Работа и климат были такими (да и остались по сей день) что люди не могли долго выдерживать. Многих хоронили прямо в разработках, просто засыпав землей. Некоторых хоронили под номерами.

На одном из перекрестнов лесных дорог нам встретился крест с названием деревни, которая когда-то стояла на этом месте. Это урочище Передел. Из интернетов удалось узнать, что одноимённая деревня существовала на левобережье реки Поли в 4-х километрах от поселка Мишеронский.


Передел

В конце XIX в. население её составляло 191 лиц мужского пола и 233 — женского. Деревня располагалась на обширном песчаном бугре в стороне от старого тракта из Владимира в Коломну («Коломенка») и являлась межевой границей. На реке Поле стояла плотина и мельничная установка, поэтому деревня славилась своими мукомолами.

Несколько минут спустя перед нами появилась и сама река Поля.


Река Поля

Форсирование реки не составило особого труда. Река обмелела и брод был максимум по колено.


У Брода через реку Поля

Форсирование реки Поля в брод


Форсирование реки Поля

Пересекать реку нам пришлось по той простой причине, что именно за ней нас ждала одна из самых главных достопримечательностей этого леса. Лесное озеро метеоритного происхождения — Смердячье.

В отличие от других озер Шатурского района, это озеро имеет идеально круглую форму, а глубина его достигает 30 — 40 метров. Считается что своему образованию озеро обязано метеориту, упавшему на землю примерно 10 000 лет назад. Вес метеорита был порядка 10 тысяч тонн, а диаметр 15-20 метров.


Озеро Смердячье

Такое озеро для Подмосковья является редчайшей достопримечательностью.
Берега озера сильно заросли деревьями и не позволили сделать общую панораму.
На озере Смердячьем

Озеро необычно не только из-за своего происхождения, но и по геофизическим характеристикам: уровень воды на протяжении последних 20-30 лет значительно менялся (от около 40 м в 1970-х, затем до ок. 20 м и до нынешних 30-35), судя по всему, то же происходило и с химическим составом воды. В целом, несмотря на несколько экспедиций, крупномасштабных буровых и водолазных работ с полным обследованием дна ещё не проводилось.

Осмотрев окрестности мы повернули в сторону урочища Илкодино. Там нас ждала еще одна разрушенная церковь со своей историей.


Дорога в сторону Илкодино

Еще раз хотелось бы упомянуть о том, что после сухого лета, несмотря на отдельные лужи, дороги вцелом были очень хорошие. Это позволило нам добраться до следующего пункта назначения достаточно быстро. Вскоре из-за леса показался полуразрушенный храм в честь Рождества Христова.


Илкодино

Образование Илкодинского прихода можно отнести к концу первой половины 19-го века. До 1843 года деревни, составившие Илкодинский приход, были приписаны к церкви села Николы-Пустого поля, но дальность расстояния от приходской церкви (12 вёрст) побудила жителей позаботиться о постройке отдельного храма. Местом для храма была выбрана деревня Илкодино.

Каменный храм начали строить в 1841 году на средства помещика Александра Константиновича Поливанова, при финансовой поддержке хозяина Мишеронского завода Семёна Григорьевича Костерёва и на пожертвования жителей окрестных деревень.


Храм Илкодино

В 1843 году деревня Илкодино была переименована в село Илкодино. Начались первые службы в новом храме, хотя полностью постройка его была закончена в 1851 году.


Храм Илкодино

Сейчас месторасположение бывшего села Илкодино угадывается лишь по наличию «культурных» деревьев — тополям, черёмухе и кустам сирени… Купольная часть церкви продолжает разрушаться, а лес все ближе и ближе подходит к старым стенам.


Храм Рождества Христова

Закончив осмотр было принято решение отправляться домой, так как на улице начинало темнеть, а впереди был рабочий день. По пути нам встретился родник, с водой непонятного происхождения.


Родник с водой пахнущей сероводородом

А так же разрушенный мост через реку — еще одно напоминание о бурлившей здесь когда-то жизни.


Разрушенный мост, точнее остов от него…

Проехав вдоль реки нам удалось найти брод, поэтому мы беспрепятственно попали на другой берег и, следуя картам навигатора, отправились в сторону дома.


Брод

На этом бы и закончилось это путешествие, если бы не два момента, из-за которых мы вернулись домой не вечером, как предполагали, а только под утро. Но об этом в продолжении.

Началось самое интересное:

Путь домой перед нами лежал в двух вариантах:
1. По своим следам обратно
2. По неизведанному, но более быстрому пути

Путь домой

Поговорка в тему: «Лучшая дорога эта та, которую ты знаешь».

Нетрудно догадаться, какое из направлений выбрал наш предводитель Павел Завгородний.

Иногда нам приходилось выходить из автомобилей, дабы проверить на прочность травяной покров. Места здесь болотистые и поверхность порой представляет из себя натуральный, сплетенный из травы, ковер, под которым опасное болото.

Путь домой

В конечном итоге карты привели нас в настоящее (без преувеличений) лесное болото. Сразу за ним начиналась просека, которая должна была вывести нас к людям.

Лесное болото

Первым поехал Павел и сразу же увяз в беспощадной грязи. У нашего экипажа не работала лебедка, и поэтому чтобы выдернуть Павла обратно мы решили подъехать ближе и зацепить его обычным тросом. Но тут же провалились.


Провал

Фотографией трудно передать то количество грязи, которое было под машинами. На фото эту грязь закрывает трава.
Провал

В конечном итоге цепляясь за разные деревья своей лебедкой Павел вытащил себя сам.


Выход из грязи

Вытащив себя он сразу же поспешил на помощь к нам и пока мы пытались вытащить нашу машину с помощью хитрой комбинации лебедки и троса на улице окончательно стемнело и фотографировать далее не имело смысла.

Далее все решалось достаточно просто. Ввиду того что на ночь глядя болото нам было не преодолеть, а в понедельник утром некоторым из нас надо было на работу, ничего не оставалось как поехать в объезд. Карты показали достаточно длинную, но в то же время весьма перспективную дорогу вдоль реки, которая заканчивалась мостом в деревню и выездом на асфальт.

Контрольная точка у реки выглядела примерно вот так:


Карта1

На преодоление этой лесной дороги до моста нам потребовалось примерно 2 часа. В итоге, когда вдалеке показались огни — часы показывали 9 вечера. Но каково же было наше удивление, когда приехав точно по картам к мосту, самого моста мы не увидели. ))

Вот спутниковый снимок с Гугла:

Карта Гугла

Уже на следующий день, дома, я просмотрел спутниковые карты и сравнил их со схемами. На схемах дорога есть, а в действительности ее нет.

Далее сюжет из комедийного приключенческого кино

Мы стояли у воды, сотрясая бранью небо и смотрели на то, как в свете фар у берега плещется вода. Спуск в воду был, но, видимо, остался с тех пор, когда здесь был мост.

Через  метров 100-200 на другом берегу была цивилизация: ездили машины, слышны были крики людей.  Если бы мы поехали обратно  на преодоление этого расстояния у нас не оставалось бы бензина. Ситуация была достаточно безвыходная и грозила нам ночевкой в поле и утренним переходом этой реки вброд в поисках подмоги. Некоторым эта ситуация грозила неприятностями на работе. Вообщем ничего хорошего…

Внезапно рядом с нами из темноты возник мужчина средних лет, небритый, невысокий и со стойким запахом перегара. Одет он был в плащ-накидку, смотрел на нас с укоризной, но с любопытством.

— Чего шумите?
— Да мы это… эээ… как его… ну! А вы кто? — мы слегка растерялись от его внезапного появления.
— Я егерь. А вы как здесь очутились? — спросил он негромко.
— Мы из Бакшеево, вот заблудились немного. Как бы нам на другой берег перебраться? — у нас начала появляться надежда на то, что он знает какую-нибудь тайную дорогу или может быть знает где здесь разжиться бензином. Егерь все-таки.
— Это вам в обратную сторону надо. Если дальше по реке поедете, то утоните на$&й, — спокойно, не отводя от нас праведных глаз, ответил егерь.
— Понятно, — протянули мы хором. — А вы как сюда сами попали? И где мост?
— Мост смыло давно, а сам я на лодке. Я здесь егерем всю жизнь работаю, у меня тут люди в засидках сидят на кабана, а вы шумите на всю округу своими машинами. Как они вас не постреляли еще за это, — шутливо, но в то же время достаточно серьезно сказал он.
— Так может брод есть? — спросил я в надедже на положительный ответ.
— Есть, — серьезно кивнул он.
— Покажете? — спросили хором мы.
— Покажу, — серьезно ответил он, — но один из вас поедет со мной, будем дно прощупывать.

Этим одним был я, т.к. единственный был не за рулем. У берега в кустах действительно оказалась лодка, а в ней огромный шест. Весел не было, т.к. по заверению егеря течение здесь достаточно сильное и шестом намного удобней и безопасней управлять.

Мы сели в лодку и выехали на середину реки. Парни сидели в машинах на берегу, готовые в любую минуту спуститься в воду. Как рассказал мне егерь, пока мы были в лодке — река здесь не глубокая (в среднем по пояс), но попадаются ямы, поэтому не зная брода, лучше не соваться в воду. Брод оказался достаточно изогнут и хитр. Но, надо отдать должное егерю, несмотря на его нетрезвый вид и нетрезвые координаторские способности с ролью проводника он справился на отлично. Пару раз он чуть не выпал из лодки, размахивая руками и объясняя парням, в какую сторону нужно крутить баранку.

Вообщем с матом, криком и передозировкой адреналина мы выбрались на другой берег. Слив воду из кабин и проверив состояние двигателей отправились уже по асфальту домой.

Дальнейший путь не представлял из себя ничего интересного за исключеним того, что один экипаж остался на Горьковке отсыпаться (время было позднее и в кабине беспощадно клонило в сон). Наш экипаж храбро продолжал движение, но в центре славного города Ногинска нам пришлось остановиться: заглох мотор. Поверхностный осмотр выявил, что прогорела крышка трамблера, поэтому ехать нам предстояло максимум на двух цилиндрах. Завести эти два цилиндра получилось с помощью остановленного посреди улицы водителя газели, который любезно согласился прокатить нас по ночному Ногинску на тросе.

Окончательно заглохли мы уже на бетонке, где-то между Ногинском и Софрино. На подмогу был разбужен мирно дремавший на Горьковском шоссе Павел, который и довез нас до городка на тросе.

В Софрино-1 мы въехали в 4:45 утра. Светало.

Текст и фотографии: Сергей Милованов